МИТРО - Московский Институт Телевидения и Радиовещания Останкино
Детская Академия Телевидения Школа Телевидения и Радиовещания

Администрация/call-center
+7 (495) 545-37-37


Приемная комиссия
+7 (495) 660-33-16



Видеогалерея





Администрация
call-center
+7 (495) 545-37-37


г. Москва

ул.Волочаевская, д.38, стр.1
(Усадьба Строгановых на Яузе)

Сибирский пр-д, д. 2, стр. 1.
(Второй учебный корпус)

Приемная комиссия:
ул.Волочаевская, д.38, стр.1
+7 (495) 660-33-16




Главная - Мастер-классы

Мастер-классы

Мастер-Классы

 

01.11.2013 - «Кино – это искусство детали». Мастер-класс Владимира Хотиненко в МИТРО

30 октября в здании Московского Института Телевидения и Радиовещания «Останкино» состоялась знаменательная встреча студентов и учащихся с известным российским режиссёром, актёром, сценаристом, Народным артистом Российской Федерации Владимиром Хотиненко. Представила публике Владимира Ивановича Проректор по учебно-воспитательной работе МИТРО Татьяна Вячеславовна Пушкина: «К нам приходят такие люди, которые не нуждаются в представлении. Тем не менее, на случай, если кто-то вдруг не знает нашего гостя, я совершу эту формальность!». Татьяна Вячеславовна также выразила пожелание, чтобы из этой уникальной возможности ребята вынеси максимум пользы, в чем ее поддержал Владимир Иванович: «Мне как преподавателю важно, чтобы эта встреча оказалась для вас не пустой тратой времени!».

 

Режиссер начал мастер-класс со знакомства с аудиторией: несмотря на то, что в конференц-зале МИТРО собрались студенты и учащиеся самых разных факультетов и специальностей, всех их объединял интерес к кино. Затем он обозначил тему – «Что такое «кино» сегодня» и объяснил, как будет построена дальнейшая беседа: Владимир Иванович расскажет о себе и своем видении кино, а затем микрофон перейдет к учащимся, чтобы они задавали вопросы режиссеру. «Научить ничему нельзя, но можно научиться! Только задавая вопросы, которые вас интересуют, вы сделаете нашу встречу действительно полезной», - объяснил Хотиненко.

Свое выступление он начал с описания ситуации в мире современного кинематографа. Сейчас технический прогресс позволяет снимать видео и даже фильмы на обычный телефон или непрофессиональную технику: «Кино всегда было самым затратным, технически зависимым, громоздким и элитарным видом искусства. Любое другое искусство демократично». Хотиненко объяснил, что художник может легко достать необходимые материалы, музыкант может играть даже на кастрюлях, а певцу и вовсе ничего не нужно. С появлением современных гаджетов кино тоже стало доступнее. Владимир Иванович привел собственный пример: режиссер очень жалеет, что не может посмотреть кадры из своего детства в движении и завидует своему сыну, которого еще малышом снял в своей курсовой работе. «Я бы очень хотел заглянуть в это время, но, увы, у меня нет такой возможности».

Вместе с этим, в кинематографии существует и значительная проблема: «Ни в одном виде искусства не удастся так долго притворяться. Если вы выдаете себя за художника, поэта или певца, вас быстро раскусят. Зато режиссером может «стать» каждый и достаточно долгое время никто его не заподозрит во лжи».

Хотиненко отметил, что появление гаджетов и демократизацию одобряют далеко не все, особенно это не нравится старшему поколению: «Нам нравится, что кино – искусство не для всех, своего рода Олимп. Но жизнь берет свое. Сейчас любой из вас, даже без специального образования, обладая лишь талантом и желанием творить, может снять кино, разместить в Интернете и на утро проснуться знаменитым. Если бы в мое время была такая возможность, я бы снимал как сумасшедший». Лишь одна составляющая кино по-прежнему неизменна – его массовость, коллективность восприятия.

Владимир Иванович заметил, что приметой кино как искусства является его техническая оснащенность. Он рассказал, как с появлением новых возможностей специалисты понапрасну «хоронили» кинематограф: «Когда появился звук, все решили, что кино закончилось. Затем все решили, что цвет убьет кино. Теперь появился формат 3D и я слышу точно такие же разговоры».

Режиссер поделился со студентами и учащимися МИТРО и Высшей Школы, что он не испытывает снобистских чувств по отношению к кино: «Есть потрясающие фильмы, начисто лишенные смысла, но при этом абсолютные шедевры кинематографа! Яркий тому пример – «Сияние» Стенли Кубрика». По мнению Владимира Ивановича, жанры в кинематографе не имеют значения: кино либо есть, либо его нет. В пример он привел американское телевидение. Раньше телевизионные артисты были не менее популярны, чем кинозвезды, однако это были «разные касты», которые практически не пересекались. На сегодняшний день телевидение – прекрасное поле для эксперимента. В Америке это очень хорошо поняли и снимают на телевидении настоящее кино, в телесериалах и фильмах принимают участие настоящие звезды: «Надеюсь, и мы когда-нибудь до этого дойдем», - добавил Хотиненко.

На этом режиссер закончил свой монолог и предложил студентам и учащимся задавать свои вопросы. Как будущих режиссеров, ребят интересовала возможность побывать на съемочной площадке Владимира Хотиненко. Режиссер объяснил, что основные навыки он получил именно во время работы ассистентом режиссера Никиты Сергеевича Михалкова: «Очень важно приходить на площадку и своими глазами видеть, из какого сора растут цветы, из каких трудностей получается кино». Владимир Иванович поделился с ребятами, что не любит снимать животных и детей, потому что их невозможно контролировать, однако в каждой картине у него и животные, и дети: «Потому что невозможно избежать трудностей. Пока через все это сам не пройдешь, не станешь настоящим режиссером». Студентам и учащимся он посоветовал посмотреть фильм «Сердца тьмы. Апокалипсис кинематографиста» о том, что сопровождало создание фильма «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы: «Этот фильм практически перенесет вас на съемочную площадку».

 

Режиссер рассказал, что свой последний фильм "Бесы" он снимал на цифровую камеру принципиально и объяснил почему: «До этого я снимал только на пленку. Я верю в магию пленки, в мистику пленки. Хотя сейчас она уже не актуальна, ведь до зрителя все равно доходит оцифрованный материал. И если магия и энергетика есть, зритель получит ее и через цифровую съемку».

Ребята поинтересовались, с какими актерами Владимиру Ивановичу нравится работать. Хотиненко объяснил, что относится к актерам как к музыкальным инструментам, преимущественно – как к скрипкам: «Я люблю, когда актер способен исполнять тончайшие вещи, как Страдивари». Он добавил, что не обязательно актеры с ним всегда беспрекословно соглашаются, бывают и разногласия, но главное – чтобы в итоге получилось так, как было задумано режиссером. Также будущие режиссеры спросили, как Владимир Хотиненко относится к деталям в кино, на что он ответил лаконично: «Кино – это искусство детали. Как только деталь исчезает, кино превращается в кинолитературу».

В ходе беседы режиссер поделился с ребятами, что пока не готов снимать фильмы в формате 3D: «Пока этот формат еще не отработан, он слишком громоздкий, требует специфичного материала. Снимать такие фильм должно другое поколение, которое выросло на этом». Из своих картин Хотиненко конвертировал бы в 3D фильм «1612».

Студенты и учащиеся узнали, почему именно такой сценой заканчивается фильм «72 метра», как Владимир Хотиненко реагирует на кризис идей и какую роль на съемочной площадке играет второй режиссер. Также в ходе беседы режиссер поделился секретом, как пригласить в свой проект актеров «экстра-класса»: «Я приведу пример Глеба Панфилова. В то время, когда он был еще никому неизвестным начинающим режиссером, ему необходимо было найти сценариста. Он выбрал маститого, знаменитого драматурга, который на тот момент лежал в больнице. Панфилов залез в окно и уговорил его. Это к тому, что вам либо хватит энергии уговорить актера, либо нет. Другой жизни в кино у вас не будет».

Закончилась встреча на высокой ноте: Владимир Хотинено специально подготовил высказывание из Экклезиаста, автором которого был царь Соломон: «И обратился я и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их».

институт останкино учеба
останкино институт национальная школа телевидения
RunetRulit.ru
© 1998-2017 Московский Институт Телевидения и Радиовещания Останкино МИТРО
При использовании авторских материалов сайта ссылка на www.mitro-tv.ru обязательна.
школа телевидения митро
останкино